Эта техника из книги «Работа психолога с личностью, пережившей психотравму» Буравцовой Н.В. Она включена в инструкцию с согласия автора. Кроме того, колода МАК «Планета» упомянута в книге, как «лучшая для работы с этой техникой».
Цели: Коррекция аутодеструктивных намерений, помощь в осознании и принятии своей значимости, формирование самоценности.
Подача: Скажите подростку: «Все в нашем мире подчиняется космическим законам. Существуют огромные галактики и целые их скопления. А есть звездные системы, где вокруг звезды вращаются планеты, каждая из которых по-своему уникальна и неповторима. В космосе все находится в равновесии, поэтому изменения в движении или состоянии звезды, самой маленькой планеты или даже ее спутника могут привести к огромным последствиям».
Подготовка: Техника предполагает работу с двумя темами. Выбор тем зависит от актуальной ситуации и состояния подростка: · Если нужен акцент на эмоциональных связях, межличностном взаимодействии — целесообразнее работа с темой «Ты — планета»; · Если необходимо формирование самоценности — с темой «Ты — звезда». Предлагать обсуждение сразу двух тем не рекомендуется.
1. Ты — Планета Предложите подростку представить себя как уникальную Планету — со своими неповторимыми особенностями, тайнами и секретами, проблемами и трудностями, и выбрать соответствующий образ. Обсудите следующие вопросы, при необходимости пользуясь подсказками метафорических карт:
· Какая ты Планета? · В чем твоя уникальность? · Каковы твои секреты и тайны? · В какой звездной системе ты находишься? · Кто твоя Звезда? · Какие планеты входят в твою звездную систему (кто рядом)? · Кто Спутники твоей Планеты? · Каковы ваши орбиты? · В чем уникальность вашей звездной системы? · Как вы поддерживаете жизненный баланс друг друга? · Что вам помогает противостоять космическим катаклизмам?
Работая с подростками, высказывающими суицидальные намерения, можно добавить вопрос: · Что будет с другими, когда тебя не станет?
2. Ты — Звезда Предложите подростку представить себя в качестве Звезды, дающей жизнь и поддерживающей существование других уникальных планет.
Обсудите: · В центре чего ты находишься? · С кем и чем ты взаимосвязан? · Какая ты звезда?
При необходимости введите элемент техники «Особый дар»:
· Что в твоей системе зависит именно от тебя? · Что помогает противостоять космическим катаклизмам?
Также психолог может добавлять в звездную систему новые космические объекты. Например, комету, раз в несколько лет залетающую в эту часть космоса, или внезапно появляющийся астероид. Такая работа направлена на развитие устойчивости к стрессу, который сопровождает внезапные жизненные изменения.