Техники и методики

Техника "Сферы жизни"

Задачи:
Прояснение запроса, выявление проблем клиента и постановка терапевтических целей, уточнение разных аспектов жизни и отношений подростка, формирование доверия.

Формат:
Можно применять как в индивидуальном, так и в групповом формате. Карты используются в открытую.

Время:
50—60 минут с возможным продолжением работы на следующей сессии, чтобы выстроить стратегию решения проблемы и поиска ресурса.

Подача:
Техника подходит для тех подростков, которые демонстрируют сопротивление на первых этапах терапии. Методику можно предложить в качестве настольной игры с карточками или преподнести как возможность для самоизучения, так как в подростковом возрасте любопытство к себе — это ведущий процесс.

Подготовка:
Распечатайте на листе А4 бланк с таблицей для заполнения. Таблицу можно получить по ссылке: БЛАНК СФЕРЫ ЖИЗНИ Возможно, вам понадобится несколько бланков, так как на одном помещаются только три сферы жизни.

1. Предложите подростку определить те сферы жизни, которые для него наиболее значимы.
Обычно подростки называют такие сферы как семья, друзья, учеба, хобби. Если подростку трудно сформулировать это самому, дайте ему подготовленный заранее список, из которого он сможет выбрать то, что больше откликается.
Часто клиенты фокусируются только на тех областях жизни, где сосредоточено много переживаний, и упускают из внимания те, где все хорошо. Важно назвать и сферы, которыми подросток недоволен, и те, которые в порядке. В дальнейшем успешные сферы можно использовать как ресурс.
Помогайте наводящими вопросами. Это особенно важно на первых этапах взаимодействия, потому что помогает установить доверительный контакт.

2. Попросите подростка «расшифровать» значение тех сфер, которые он выбрал.
Важный этап работы — понять, что подросток вкладывает в то или иное определение. Задайте уточняющие вопросы: «Что входит в понятие „школа“?» или: «Сфера жизни „дружба“ — это про что для тебя: про количество друзей, доверие, время вместе?». Помогите подростку разобраться и объяснить, что для него самое главное в выбранной сфере. Так вы поймете его ценности.
Например, кто-то, выбрав школу как сферу жизни, расскажет про учебу и оценки, а кто-то «расшифрует» это как отношения с одноклассниками и учителями. Получается, «школа» — это на самом деле две сферы: «дружба» и «учеба».

3. Попросите на каждую сферу жизни выбрать карту или несколько, которые максимально точно отображают то, что сейчас там происходит.
Попросите подростка описать то, что он видит на карте и пояснить, как это относится к той сфере жизни, для которой он выбрал эту карту; задавайте проясняющие вопросы.
Так вам станет понятнее, что происходит в жизни подростка, какие трудности для него сейчас актуальны. Это поможет частично определиться с запросом на терапию, если его не было. Если запрос уже сформулирован, это поможет детальнее изучить среду, в которой находится ваш клиент, и его внутренние переживания.

4. Попросите на каждую сферу жизни выбрать карту или несколько, которые отвечают на вопрос, как бы хотелось, чтобы здесь было.
Помимо карт, которые помогают выявить проблемы, в колоде есть много ресурсных карт. Они могут помочь подростку сформировать образ желаемого будущего в тех сферах, которые сейчас неудовлетворительны.
Чаще всего запросы подростковому психологу озвучивают родители. Даже если подростки делают это сами, они не всегда могут точно вербализовать то, чего бы им хотелось достичь в конечном результате. Описанная здесь работа с метафорическими картами поможет более тщательно сформулировать запрос самого подростка.
Точно так же, как на предыдущем этапе, попросите подростка описать, что он видит на изображении и как это относится к той сфере жизни, для которой он подобрал это изображение.
Задавайте уточняющие вопросы, проясняющие ценности подростка и экологичность цели:

· Почему это важно для тебя?
· Как ты поймешь, что достиг результата?
· Как изменится твоя жизнь, когда эта сфера станет похожа на картинку, которую ты выбрал?
· Как ты себя будешь чувствовать, о чем будешь думать, как будешь вести себя, когда достигнешь цели?

Примечание:

Поскольку техника диагностическая, здесь не предполагается получение какого-то конкретного результата, ответа или решения. Для подростка задачи — изучать самого себя, рефлексировать, разбираться, в чем и зачем ему пригодилась бы помощь терапевта, а также какой результат хотелось бы получить; для специалиста —помочь клиенту сформировать запрос на терапию, детальнее изучить его жизнь, построить доверительный контакт.

Дополнительные рекомендации:

Вы можете предложить подростку самому записывать в табличку сферы жизни и их расшифровку, а также кратко свои ассоциации. Так он будет больше вовлечен в процесс, вдумчив и сосредоточен на моменте. Кроме того, если клиент приложит определенные усилия, то с высокой вероятностью будет их ценить. Также он сможет возвращаться к записям и рефлексировать между сессиями.

Если контакт недостаточно качественный и подросток отказывается писать, то фиксировать информацию за клиентом следует специалисту.

В обоих случаях у специалиста и клиента получится задокументированная точка старта, своего рода система координат, которая указывает на мишени терапии. Можно отдать эти записи клиенту, а себе оставить копию, чтобы в процессе дальнейшей работы сверяться с тем, что было изначально и чего удалось достичь.
Техники по работе с картами "Планета"
Made on
Tilda