Задачи:
Помочь клиенту сформировать и принять целостный образ себя, найти собственные ресурсы, понять и присвоить свою уникальность.
Формат:
Индивидуальный или групповой, если группа подростков хорошо друг с другом знакома и в коллективе дружелюбный настрой. Карты используются в закрытую.
Время:
30—60 минут.
Подача:
Одна из особенностей подросткового возраста заключается в том, что вчерашний ребенок, отделившись от родителя, находится в поиске своей идентичности и пытается понять, кто он, какой, чего хочет. Часто выходит так, что он судит о себе искаженно, опираясь на свои промахи и неудачи или обратную связь от не всегда дружелюбного окружения.
В результате подростки часто плохо себя понимают, демонстрируют негативное самоотношение, характеризуя себя исключительно с отрицательных сторон, затрудняются рассказывать о себе.
Чтобы этого избежать, предложите подростку увлекательный эксперимент. Расскажите, что карточки предназначены для того, чтобы помочь ему познакомиться с собой, поэтому нужно выбирать их в закрытую, не зная заранее, что попадется.
Поясните, что непредсказуемость — секретный ингредиент, который помогает проще и быстрее соприкасаться с чувствами, обходя защиты и убеждения ума, которые часто не позволяют нам видеть картину истинно и целостно.
Подготовка:
Расскажите подростку метафору о том, что личность человека — это своего рода калейдоскоп с абсолютно уникальным, ни на что не похожим узором личностных свойств, качеств характера, талантов, способностей, знаний и умений. Важная задача подросткового возраста — рассмотреть этот калейдоскоп и познакомиться с собой.
Поясните, что это помогает стать сильнее и устойчивее перед лицом трудностей, которые неизбежно встречаются нам в жизни. А еще, когда лучше понимаешь себя и свои сильные стороны, становишься увереннее в себе и строишь более качественные отношения со сверстниками.
1. Предложите подростку вытянуть 10 карт, которые будут характеризовать его: расскажут о характере, личности, умениях и талантах.
Если подросток хочет вытянуть больше 10 карт — возможно, это хороший знак, указывающий на мотивацию к работе и любопытство к себе.
Однако это желание может сигнализировать и о другом — об эгоцентризме, трудностях с границами, импульсивности. Наблюдайте за клиентом.
2. Открывайте карты по одной.
Это важно для большей сосредоточенности и вдумчивости подростка. Кроме того, если открыть сразу все карты, клиент может растеряться.
3. Попросите описать то, что подросток видит на картинке.
В наборе карт есть как отдельные персонажи, которых легче наделить какими-то свойствами личности, так и ситуации или предметы, с ассоциациями на которые у подростка могут возникнуть сложности.
Если вы видите, что подросток затрудняется, помогите ему: возьмите из колоды «сложную» для ассоциирования в рамках подобной задачи карту — например, с изображением зубной щетки и пасты в стакане — и расскажите о свойствах того, что на ней изображено, с точки зрения личностных качеств. Я верю в вашу креативность, вы справитесь :)
4. Задавайте вопросы, следуя за рассказом клиента.
· Как ты думаешь, какой он, этот персонаж? Если бы ты его знал, что бы ты мог о нем рассказать?
· Как ты думаешь, какие у него принципы, к чему он стремится, чего хочет, как он принимает решения, на что опирается?
· Какие у него есть таланты, увлечения, знания и умения?
· Чем это похоже на тебя?
Задавайте вопросы с учетом возраста вашего клиента и способности к рефлексии и ассоциированию. Некоторые слова, фразы и смыслы можно упростить. Помогайте подростку наводящими вопросами.
5. По завершении составьте список тех качеств, которые вы обнаружили вместе с клиентом.
Обсудите с клиентом получившийся список, спросите, что было неожиданным, что — приятным, что нового о себе он узнал, как и в каких ситуациях эти знания могут ему помочь, как их можно применить в своей жизни уже сегодня, изменилось ли как-то его мнение о себе.
Дайте домашнее задание дополнить список. Это можно сделать как самостоятельно, так и с помощью значимых близких — родственников и друзей.
Предложите клиенту понаблюдать за собой: где, когда, с кем, в каких ситуациях он проявляет такие качества, а где он хотел бы их проявлять, но пока не получается. Попросите зафиксировать наблюдения и мысли на эту тему, чтобы разобрать их на следующей сессии.
Примечание:
Иногда подросток может называть те качества личности или свойства характера, которых у него нет. Например, описывая изображение, рассказывать про общительного и уверенного в себе человека, хотя этот образ с виду ему самому не соответствует. Тогда важно спросить, как и чем это похоже на него и как относится к его жизни.
Работая с метафорическими картами, помните про комплементарные проекции, когда клиент осознает отсутствие желаемой/проецируемой черты. Например, подросток может говорить, что хочет уметь дружить, но у него не получается.
В таком случае спросите его, какое качество личности, какая поведенческая особенность может ему мешать. Вероятнее всего — стеснительность. Таким образом, вы проясните еще одну черту клиента.
Дополнительные рекомендации:
Задача специалиста в этой технике — обнаружить как можно больше опор, умений и возможностей. Но, как мы обсудили выше, не все качества, с которыми познакомится подросток, будут положительными или функциональными.
В таком случае необходимо объяснить, что любое поведение имеет смысл, даже если оно дисфункциональное, то есть в чем-то мешает.
Попробуйте разобрать с клиентом, для чего ему нужна, например, застенчивость, чем она ему полезна, что хорошего она несет в себе — скажем, оберегает от боли отвержения. В дальнейшем это поведение можно сделать мишенью терапии.
Помочь клиенту сформировать и принять целостный образ себя, найти собственные ресурсы, понять и присвоить свою уникальность.
Формат:
Индивидуальный или групповой, если группа подростков хорошо друг с другом знакома и в коллективе дружелюбный настрой. Карты используются в закрытую.
Время:
30—60 минут.
Подача:
Одна из особенностей подросткового возраста заключается в том, что вчерашний ребенок, отделившись от родителя, находится в поиске своей идентичности и пытается понять, кто он, какой, чего хочет. Часто выходит так, что он судит о себе искаженно, опираясь на свои промахи и неудачи или обратную связь от не всегда дружелюбного окружения.
В результате подростки часто плохо себя понимают, демонстрируют негативное самоотношение, характеризуя себя исключительно с отрицательных сторон, затрудняются рассказывать о себе.
Чтобы этого избежать, предложите подростку увлекательный эксперимент. Расскажите, что карточки предназначены для того, чтобы помочь ему познакомиться с собой, поэтому нужно выбирать их в закрытую, не зная заранее, что попадется.
Поясните, что непредсказуемость — секретный ингредиент, который помогает проще и быстрее соприкасаться с чувствами, обходя защиты и убеждения ума, которые часто не позволяют нам видеть картину истинно и целостно.
Подготовка:
Расскажите подростку метафору о том, что личность человека — это своего рода калейдоскоп с абсолютно уникальным, ни на что не похожим узором личностных свойств, качеств характера, талантов, способностей, знаний и умений. Важная задача подросткового возраста — рассмотреть этот калейдоскоп и познакомиться с собой.
Поясните, что это помогает стать сильнее и устойчивее перед лицом трудностей, которые неизбежно встречаются нам в жизни. А еще, когда лучше понимаешь себя и свои сильные стороны, становишься увереннее в себе и строишь более качественные отношения со сверстниками.
1. Предложите подростку вытянуть 10 карт, которые будут характеризовать его: расскажут о характере, личности, умениях и талантах.
Если подросток хочет вытянуть больше 10 карт — возможно, это хороший знак, указывающий на мотивацию к работе и любопытство к себе.
Однако это желание может сигнализировать и о другом — об эгоцентризме, трудностях с границами, импульсивности. Наблюдайте за клиентом.
2. Открывайте карты по одной.
Это важно для большей сосредоточенности и вдумчивости подростка. Кроме того, если открыть сразу все карты, клиент может растеряться.
3. Попросите описать то, что подросток видит на картинке.
В наборе карт есть как отдельные персонажи, которых легче наделить какими-то свойствами личности, так и ситуации или предметы, с ассоциациями на которые у подростка могут возникнуть сложности.
Если вы видите, что подросток затрудняется, помогите ему: возьмите из колоды «сложную» для ассоциирования в рамках подобной задачи карту — например, с изображением зубной щетки и пасты в стакане — и расскажите о свойствах того, что на ней изображено, с точки зрения личностных качеств. Я верю в вашу креативность, вы справитесь :)
4. Задавайте вопросы, следуя за рассказом клиента.
· Как ты думаешь, какой он, этот персонаж? Если бы ты его знал, что бы ты мог о нем рассказать?
· Как ты думаешь, какие у него принципы, к чему он стремится, чего хочет, как он принимает решения, на что опирается?
· Какие у него есть таланты, увлечения, знания и умения?
· Чем это похоже на тебя?
Задавайте вопросы с учетом возраста вашего клиента и способности к рефлексии и ассоциированию. Некоторые слова, фразы и смыслы можно упростить. Помогайте подростку наводящими вопросами.
5. По завершении составьте список тех качеств, которые вы обнаружили вместе с клиентом.
Обсудите с клиентом получившийся список, спросите, что было неожиданным, что — приятным, что нового о себе он узнал, как и в каких ситуациях эти знания могут ему помочь, как их можно применить в своей жизни уже сегодня, изменилось ли как-то его мнение о себе.
Дайте домашнее задание дополнить список. Это можно сделать как самостоятельно, так и с помощью значимых близких — родственников и друзей.
Предложите клиенту понаблюдать за собой: где, когда, с кем, в каких ситуациях он проявляет такие качества, а где он хотел бы их проявлять, но пока не получается. Попросите зафиксировать наблюдения и мысли на эту тему, чтобы разобрать их на следующей сессии.
Примечание:
Иногда подросток может называть те качества личности или свойства характера, которых у него нет. Например, описывая изображение, рассказывать про общительного и уверенного в себе человека, хотя этот образ с виду ему самому не соответствует. Тогда важно спросить, как и чем это похоже на него и как относится к его жизни.
Работая с метафорическими картами, помните про комплементарные проекции, когда клиент осознает отсутствие желаемой/проецируемой черты. Например, подросток может говорить, что хочет уметь дружить, но у него не получается.
В таком случае спросите его, какое качество личности, какая поведенческая особенность может ему мешать. Вероятнее всего — стеснительность. Таким образом, вы проясните еще одну черту клиента.
Дополнительные рекомендации:
Задача специалиста в этой технике — обнаружить как можно больше опор, умений и возможностей. Но, как мы обсудили выше, не все качества, с которыми познакомится подросток, будут положительными или функциональными.
В таком случае необходимо объяснить, что любое поведение имеет смысл, даже если оно дисфункциональное, то есть в чем-то мешает.
Попробуйте разобрать с клиентом, для чего ему нужна, например, застенчивость, чем она ему полезна, что хорошего она несет в себе — скажем, оберегает от боли отвержения. В дальнейшем это поведение можно сделать мишенью терапии.