Техники и методики

Техника "Отцы и дети"

Задачи:
Прояснить семейную ситуацию, детско-родительские отношения с точки зрения подростка.

Формат:
Индивидуальный. Работа с картами в открытую.

Время: 30—60 минут

Подача:
Часто бывает так, что взгляды родителя и подростка на их отношения и другие внутрисемейные процессы не совпадают, а иногда и вовсе диаметрально противоположны.

Вы можете встретить в отношениях взрослых и их подрастающих детей непримиримые конфликты, тотальное непонимание, обиды и разочарования. При этом родитель бывает способен конструктивно и детально описать свой взгляд на ситуацию, но подросток чаще говорит из позиции обиды и отверженности, либо отвечает формально: «все нормально»/«они меня бесят»/«все плохо».

В такой ситуации задавать уточняющие и проясняющие вопросы можно бесконечно долго, потому что вам будет очень сложно пробраться сквозь накопившийся со временем аффект.

В «Планете» есть много сюжетов, иллюстрирующих отношения. Они могут помочь разобраться в ситуации быстрее и эффективнее, чем просто вопросы без визуальных подсказок.

Подготовка:
Для экономии времени перед началом работы вы можете отсортировать карты в колоде таким образом, чтобы изображения, иллюстрирующие семейные отношения, были вместе. Однако не стоит пренебрегать остальными сюжетами — подросток может в процессе работы и там найти что-то ценное.

1. Попросите подростка выбрать из колоды несколько карт, которые отвечают на вопрос «как Я вижу ситуацию в семье, как Я вижу наши отношения»
Попросите подростка описать каждую карту и то, как это относится к его ситуации, попросите привести конкретные примеры.
Задавайте вопросы, исходя из таких задач: изучить точку зрения подростка на тип родительского воспитания, стратегии общения в семье и то, как выстроены границы.

2. Попросите выбрать карты, которые будут отвечать на вопрос «как РОДИТЕЛИ видят меня и наши с ними отношения»
Скорее всего, родители неоднократно высказывали свои претензии, недовольства и ожидания, поэтому подростку будет несложно описать позицию родителя.

3. Задайте вопрос: «Как ты думаешь, чего не видят родители, что они не замечают в отношении тебя, о чем не знают?»
Цель этого вопроса заключается в том, чтобы валидировать ощущения подростка, принять его ситуацию, поддержать, понять его мотивы и причины и одновременно подсветить для него, что родители могут быть не осведомлены о некоторых обстоятельствах его жизни, поскольку доверительный контакт утрачен или в семье не принято разговаривать друг с другом.
Если подростку сложно ответить на этот вопрос, вы можете снова прибегнуть к помощи метафорических карт.

4. Задайте вопрос клиенту: «Как считаешь, а чего не замечаешь, не видишь ты в этой ситуации?»
Здесь мы помогаем подростку выйти в третью позицию, чтобы посмотреть со стороны и попытаться понять мотивацию родителей.
Есть вероятность, что это будет непросто. Тогда вы можете предложить клиенту представить себя родителем, который говорит ровно те же слова и совершает те же поступки, что и в его семье, либо обыграть это техникой «пустого стула» периодически меняя роли. И конечно же, можно снова воспользоваться метафорическими картами.

5. Попросите подростка выбрать одну или несколько карт, которые отвечают на вопрос «Что поможет договориться / решить конфликт / понять друг друга?»
Для этого вы можете использовать и набор карт «Планета», в котором есть много изображений позитивного опыта семейных отношений, и другие ресурсные колоды. Чем больше вариантов, тем подростку проще.

6. Подведите итоги.
Обсудите открытия, к которым пришли, новые мысли, которые появились. Спросите подростка, что он может сделать по-новому уже сегодня.
При необходимости, вы можете договориться с подростком о семейной консультации, где позиция подростка будет уже более взвешенной, конструктивной и менее эмоциональной.
Конечно, то, насколько успешно будет складываться общение, зависит по большей части от родителя. Искать общий язык со своим взрослеющим и «колючим» ребенком, подход к нему — задача родителя. Именно ему нужно учиться разговаривать по-новому, не подростку. Тем не менее, коммуникация будет более эффективной, когда подросток чуть менее оппозиционно и негативно настроен по отношению к взаимодействию с родителями.

Примечание:

Несмотря на процесс сепарации, подросток продолжает остро нуждаться в поддержке родителей: одной из частых причин самоповреждающего или суицидального поведения в подростковом возрасте являются конфликты с родителями, чувство непонимания, одиночества и отверженности в связи с этим.

Задача методики состоит в том, чтобы прояснить семейную ситуацию с точки зрения подростка, подсказать ему возможные причины происходящего, помочь увидеть его сторону ответственности, а также наметить пути решения.

Дополнительные рекомендации:

Не будем исключать и той вероятности, что подросток может жить в дисфункциональной семье, в которой нарушены границы, с непоследовательным и инвалидирующим типом родительского воспитания. С помощью этой методики мы можем обнаружить эти особенности среды нашего клиента.

В такой непростой ситуации стратегия работы не будет направлена в сторону семейного консультирования и обучения родителя новым навыкам коммуникации: вместо этого работа ведется исключительно с подростком.
Техники по работе с картами "Планета"
Made on
Tilda