Техники и методики

Техника "Сортировка ценностей"


Полное описание упражнения читайте в книге «Ценности в терапии. Практическое руководство для терапевта. Как помочь клиенту» Дж. Лежен, Дж. Б. Луома.

Это упражнение помогает клиентам увидеть, о чем идет речь — что вообще такое ценности. Как если бы мы учили человека рисовать и дали ему палитру с разными красками: увидев ее, он может задуматься над возможностями, которые такая палитра открывает.
В этом упражнении важно не то, что именно выберет клиент, а то, как он будет это делать. Что происходит в сознании клиента, когда он перебирает карточки? Есть ли у человека вообще опыт свободного выбора?
Ценность и важность этого упражнения в процессе совершения свободного выбора, а не в достижении какого-либо результата

Основной вариант
После того, как вы объяснили клиенту само понятие ценностей, предложите ему рассмотреть карточки ценностей и подумать, какие из них наиболее важны для него:
«На этих карточках написано то, что может быть ценным и значимым для других людей. Это не полный список — если вы увидите, что там чего-то не хватает, вы сможете его дополнить — но это хорошее начало.
Я прошу вас разложить карты по категориям в зависимости от важности того, что на них написано. Представьте на минуту, что все ваши проблемы исчезли, и больше беспокоиться не о чем. Что всё равно останется важным для вас? Именно об этом я хочу, чтобы вы думали, когда будете сортировать карточки».


Этап 1. Сортировка по важности
  1. Предложите клиенту распределить карточки ценностей по трем категориям: «Самые важные», «Важные» и «Не очень важные». В каждую категорию можно поместить любое количество карточек.
  2. Во время выполнения задания, если нужно, время от времени напоминайте клиенту, что не стоит задумываться о том, правильно или неправильно он выбирает. Предложите распределять карточки так, как если бы никто никогда об этом не узнал.
  3. Дебрифинг. Когда клиент распределит все карточки, обсудите с ним проделанную работу. Вы можете задать такие вопросы:
  • Когда вы это делали, о чем вы думали, что ощущали?
  • Легко ли вам было определить, что вы считаете значимым в своей жизни?
  • Старались ли вы давать «правильные» ответы? Как вы понимали, какой ответ «правильный»?
  • Как проходил процесс сортировки? Почему вы решили поместить каждую карточку в ту или иную категорию? Можно ли выделить в этом какие-то закономерности?
  • Как это связано с вашей жизнью за пределами этого кабинета?

Этап 2. Самое важное
1. Возьмите карточки, которые клиент определил, как «самые важные», а все остальные отложите в сторону.
2. Попросите клиента отобрать из «самых важных» карточек десять самых-самых важных. Если клиент уже выбрал меньше десяти карточек, то предложите ему отобрать другое число, еще меньше. Суть заключается в том, чтобы клиент попробовал на практике свободный выбор того, что для него наиболее значимо.
3. Дебрифинг. Расспросите клиента о его впечатлениях. Вопросы могут быть следующими:
  • Чем вы руководствовались, чтобы выбрать эти карточки, учитывая, что все они для вас важны?
  • О чем вы думали в процессе, что ощущали?
  • Вам было легче или сложнее, чем во время первого этапа, когда вы распределяли карты на самые важные, важные и не очень важные?
  • Что вы ощущали, откладывая в сторону часть важных карточек?

Этап 3. Самое-самое важное
1. Разложите перед клиентом выбранные им самые-самые важные карточки.
2. Попросите клиента выбрать три наиболее значимые карточки, предложив ориентироваться на надписи на них — пусть они представляют образ жизни, который наиболее важен для него.
3. Дебрифинг. Когда клиент распределил все карточки, спросите о его впечатлениях. Вопросы могут быть следующими:
  • Каким образом вы выбрали именно эти три карточки?
  • Между ними есть что-то общее?
  • Внимательно взгляните на эти три карточки. Согласны ли вы посвятить жизнь тому, что на них написано?
  • Если бы кто-то вас встретил сегодня, мог бы он по вам понять, какие три наиболее важные ценности вы выбрали?

Завершение
Поскольку каждое упражнение одновременно является и диагностикой, и изменением текущего положения дел, обязательно расспросите клиента о его переживаниях на протяжении всего упражнения.
В результате вы можете узнать что-то новое и о ценностях клиента, и о том, как сейчас у него происходит процесс выбора. Например, как он себя чувствует в момент выбора, какие препятствия возникают, чем он руководствуется. Вы можете задать следующие вопросы:
  • Чем было для вас это упражнение? Легко ли оно далось вам? Оказалось ли оно труднее, чем вы представляли?
  • Как вам давался процесс выбора? Как это происходит в вашей повседневной жизни?
  • Какие ощущения вы отследили, когда принимали решение определить карточку в ту или иную категорию?
  • Если бы пришлось повторить упражнение, вы бы что-то изменили?
  • Есть ли какие-то сходства и отличия между выбранными вами сейчас ценностями и тем, что вы обычно выбираете как значимое в своей повседневной жизни?
  • Что бы изменилось, если вы выполняли это упражнение каждый день? Не обязательно именно это упражнение, но если бы делали что-то, напоминающее о самом важном в жизни?

Домашнее задание
Бывает полезно дать клиентам с собой копии выбранных ими на третьем этапе карточек: можно сфотографировать или просто переписать их на лист бумаги. Также вы можете дать клиентам домашнее задание, например, такое:
  • В начале каждого дня перечитывайте вслух три выбранные вами ценности. В конце каждого дня уделите одну минуту и запишите, как, по вашему мнению, карточки повлияли на ваш день.
  • Каждый день выбирайте одну ценность из этих трех карточек и намеренно делайте что-то, что отражает или воплощает эту ценность.
  • Пообщайтесь с близким человеком и поговорите о ваших ощущениях от ежедневного выполнения этого задания.
  • В конце каждого дня оценивайте по пятибалльной шкале, насколько вы смогли воплотить каждую из этих трех ценностей на протяжении дня.
Другие варианты упражнения
Эти варианты упражнения помогут выявить разницу между ценностями и правилами, а также задействовать другие процессы гексафлекса — «шестиугольника ACT». Помимо распознавания ценностей, в этом шестиугольнике есть осознанность, развитие «Я-как-контекста», принятие, когнитивное спутывание и распутывание, обязательство к действию.

Ценности и другие процессы гексафлекса
Запишите результаты первого этапа или сфотографируйте выбранные карточки.
Перед вторым этапом попросите клиента снова распределить карточки, но теперь сделать это в соответствии с одним или несколькими из следующих критериев:
  • То, что является ценностями по мнению общества или конкретных людей в жизни клиента;
  • То, что было бы «правильно» считать важными ценностями;
  • Ценности, которые клиент воплощал в своих действиях на прошлой неделе;
  • Ценности, которые были у клиента десять лет назад;
  • Ценности, которые, вероятно, будут у клиента через двадцать лет, когда за его плечами будут опыт и мудрость прожитых лет;
  • Ценности, которые выделил бы человек, которым клиент восхищается.

Попросите клиента рассказать о схожести и различиях между выбранными ценностями на этапах 1 и 2.

Ценности и отношения
Если вы работаете с парой, проведите это упражнение с обоими партнерами, предлагая им с помощью сортировки выявить то, что они оба хотели бы видеть в своем совместном будущем.
Техники по работе с "Компасом ценностей"
Made on
Tilda