Техники и методики

Техника "Опросник ценностей"


Это упражнение помогает определиться с ценностями в конкретных областях жизни и построить на основе них план действий в этих областях.

Этап 1. Выбор сферы жизни
  1. Положите перед клиентом карточки с областями жизни — «Родительская семья», «Здоровье» и т.д.
  2. Попросите клиента проранжировать эти сферы жизни от наиболее значимых для него в текущем отрезке жизни к наименее важным. Наиболее важные — это те области, в которые клиент хотел бы вкладываться сильнее всего, и наоборот: наименее важные — те, в которые клиент не считает важным вкладываться сейчас.
  3. Предложите клиенту выбрать 3—5 самые важные сферы жизни на его вкус, остальные карточки уберите в колоду.
  4. Попросите клиента выбрать одну сферу жизни, над которой он хотел бы поработать в течение ближайшей недели. Обсудите с клиентом то, что выбор сферы жизни, над которой работать — это свободный выбор самого человека, и никто не может за него решать, что важно. Обсудите, как у клиента происходит процесс выбора, и как это связано с его повседневной жизнью.

Этап 2. Работа с ценностями
  1. Попросите клиента сосредоточиться на выбранной области. Дайте ему карточки с ценностями и предложите рассортировать их по двум категориям: те качества, которые он хотел бы проявлять в этой области жизни и те, которые не кажутся важными здесь.
  2. После того, как подходящие для этой области качества будут отобраны, попросите клиента выбрать из них 10 наиболее важных для этой сферы качеств. Напоминайте, что ценности — это качества, которые человек хотел бы проявлять, если бы мог проживать свою лучшую жизнь, и если бы ему не мешали чужие мнения, обстоятельства и препятствия.
  3. Для облегчения этого задания можно использовать вопросы с дополнительных карточек.
  4. Затем попросите клиента отобрать из 10 карточек всего 3. Помогите клиенту сосредоточиться на самом процессе выбора ценностей: наблюдать, как происходит выбор, какими чувствами сопровождается, какие препятствия возникают и как они могут помешать.
  5. Дебрифинг. Обсудите с клиентом процесс, который он только что проделал. Вопросы могут быть следующими:
  • Как вы выбрали именно эти три карточки?
  • Между ними есть что-то общее?
  • Какие чувства появляются у вас, когда вы смотрите на эти три качества?
  • Если бы кто-то, кто вас знает в этой области жизни, увидел бы эти качества, он понял бы, что эти качества принадлежат именно вам?
  • Согласны ли вы проявлять такие качества в этой сфере жизни в течение ближайшего времени?

Воплощение ценностей в жизнь и домашнее задание
  1. Попросите клиента представить, как выглядела бы его жизнь, если бы он воплощал эти качества в своей ежедневной жизни год за годом. Что бы изменилось?
  2. Предложите клиенту представить несколько вариантов действий, чтобы воплощать эти ценности в течение ближайшей недели.
  3. Попросите клиента взять на себя обязательства по домашнему заданию. На что он уже готов в течение ближайшей недели? Вместе с клиентом сформулируйте задание и запишите его.

Точно так же вы можете проработать и другие области жизни и ценности в них. После этого обсудите, есть ли что-то общее в ценностях в разных сферах? Они пересекаются или отличаются? Как это проявляется в жизни клиента?
Техники по работе с "Компасом ценностей"
Made on
Tilda