Это упражнение помогает определиться с ценностями в конкретных областях жизни и построить на основе них план действий в этих областях.
Этап 1. Выбор сферы жизни
- Положите перед клиентом карточки с областями жизни — «Родительская семья», «Здоровье» и т.д.
- Попросите клиента проранжировать эти сферы жизни от наиболее значимых для него в текущем отрезке жизни к наименее важным. Наиболее важные — это те области, в которые клиент хотел бы вкладываться сильнее всего, и наоборот: наименее важные — те, в которые клиент не считает важным вкладываться сейчас.
- Предложите клиенту выбрать 3—5 самые важные сферы жизни на его вкус, остальные карточки уберите в колоду.
- Попросите клиента выбрать одну сферу жизни, над которой он хотел бы поработать в течение ближайшей недели. Обсудите с клиентом то, что выбор сферы жизни, над которой работать — это свободный выбор самого человека, и никто не может за него решать, что важно. Обсудите, как у клиента происходит процесс выбора, и как это связано с его повседневной жизнью.
Этап 2. Работа с ценностями
- Попросите клиента сосредоточиться на выбранной области. Дайте ему карточки с ценностями и предложите рассортировать их по двум категориям: те качества, которые он хотел бы проявлять в этой области жизни и те, которые не кажутся важными здесь.
- После того, как подходящие для этой области качества будут отобраны, попросите клиента выбрать из них 10 наиболее важных для этой сферы качеств. Напоминайте, что ценности — это качества, которые человек хотел бы проявлять, если бы мог проживать свою лучшую жизнь, и если бы ему не мешали чужие мнения, обстоятельства и препятствия.
- Для облегчения этого задания можно использовать вопросы с дополнительных карточек.
- Затем попросите клиента отобрать из 10 карточек всего 3. Помогите клиенту сосредоточиться на самом процессе выбора ценностей: наблюдать, как происходит выбор, какими чувствами сопровождается, какие препятствия возникают и как они могут помешать.
- Дебрифинг. Обсудите с клиентом процесс, который он только что проделал. Вопросы могут быть следующими:
- Как вы выбрали именно эти три карточки?
- Между ними есть что-то общее?
- Какие чувства появляются у вас, когда вы смотрите на эти три качества?
- Если бы кто-то, кто вас знает в этой области жизни, увидел бы эти качества, он понял бы, что эти качества принадлежат именно вам?
- Согласны ли вы проявлять такие качества в этой сфере жизни в течение ближайшего времени?
Воплощение ценностей в жизнь и домашнее задание
- Попросите клиента представить, как выглядела бы его жизнь, если бы он воплощал эти качества в своей ежедневной жизни год за годом. Что бы изменилось?
- Предложите клиенту представить несколько вариантов действий, чтобы воплощать эти ценности в течение ближайшей недели.
- Попросите клиента взять на себя обязательства по домашнему заданию. На что он уже готов в течение ближайшей недели? Вместе с клиентом сформулируйте задание и запишите его.
Точно так же вы можете проработать и другие области жизни и ценности в них. После этого обсудите, есть ли что-то общее в ценностях в разных сферах? Они пересекаются или отличаются? Как это проявляется в жизни клиента?